gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Ошибка
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database
  • Unable to load Cache Storage: database

Опередивший время (Марк Биркигт)

E-mail Печать PDF

Written by 1nk

Posted on 24 Сентября 2017

В этот раз я нарушу традицию рубрики и расскажу не о истории какой-нибудь марки автомобиля, а о талантливейшем инженере – механике прошлого века, создавшем двигатели, которые опережали требования времени, предъявляемые к автомобилям той эпохи.

В самом начале своей карьеры Марку Биркигту, окончившему Женевскую Высшую школу искусств и ремесел, ужасно не везло. Имея на руках диплом инженера-электрика, ему приходилось работать и часовщиком, и оружейником…

{ads1}

Но в 1899 году в Париже «удача повернулась к нему передом»- он познакомился с отставным испанским майором артиллерии Эмилио де ла Квадра. Последний год тому создал в Барселоне фабрику по производству электрических омнибусов La Cuadra, а сейчас хочет попробовать выпускать автомобили. Вот поэтому Марку Биркигту была предложена должность аж главного инженера! И вскоре появились легкие «вуатюретки» , созданные по его чертежам с 1-но и 2-х цилиндровыми двигателями мощностью 4,5 л.с. и 7,5 л.с. соответственно. Это были первые испанские машины. До конца 1903 года их было выпущено аж 6 штук, но предприятие обанкротилось…

Однако его спас банкир Х.Кастро, который успел оценить инженерный талант Марка Биркигта по достоинству. Он выкупил фирму, которая получила название Hispano-Suiza (испано-швейцарская), а сама фабрика стала именоваться J.Castro Fabrica Hispano-Suiza de Automoviles. Биркигт продолжил на ней работать и разработал уже 2-х (10НР, 1,873 л, 10 л.с.) и 4-х цилиндровые (14НР, 2,535 л, 14 л.с.) модели. Самая мощная получила новаторские верхнее Т-образное по отношению к мотору расположение клапанов и карданную передачу вместо цепной. Но и это предприятие просуществовало недолго- всего 1 год !

Но и в этот раз нашлись люди, верившие в Марка Биркигта-финансисты Дамиан Матку и Франсиско Сейо, котрые перекупили фабрику и 14 июня 1904 года в Барселоне основали фирму La Hispana-Suiza Fabrica de Automoviles S.A., где наш швейцарец занял сразу две должности: генерального директора и главного конструктора.

Кроме таланта инженера ( он сам придумывал различные технологии изготовления узлов и деталей, конструировал станки и моторы) у него проявился и талант бизнесмена. В 1906 году он выставил в Париже на автосалоне самые большие Hispana-Suiza, в частности модель 40НР с мотором 7,440 литра(!),который разгонял машину до 100 км/ч! Эти модели выставлялись на все престижные автогонки, где с 1909 года постоянно одерживали в них победу.

В 1910 году был создан прототип самой удачной спортивной модели Тур 45. Кроме Т-образного расположения клапанов 4-е цилиндра двигателя объемом 2,6 л и мощностью 45 л.с. были собраны в одном блоке, а не в двух, как было принято на то время. На нем гонщик Поль Цукарелли выиграл гонку кубка во французском городке Булонь-сюр-Мер, преодолев 466 км за 5 ч 4 мин и 50 с! Но Биркигт не остановился на этом, а начал экспериментировать с верхней головкой с двумя распредвалами. Но эту его разработку Эрнст Анри и Поль Цукарелли продали Peugeot.

Hispano-Suiza Alfonso XIII Марк был в ярости, но не пал духом, а продолжил совершенствовать Тур 45. Объем двигателя он увеличил до 3,6 л,а мощность –до 65 л.с..Теперь этот двухместный автомобиль смог развить невиданную по тем временам скорость в 135 км/ч!!! В 1912 году в ралли Сан-Себастьян-Мадрид за рулем этого обновленного Тур 45 сидел сам Альфонсо XIII. Он пришел в неописуемый восторг от автомобиля, показав рекорд средней скорости при прохождении трассы. Поэтому Биркигт, предчувствуя коммерческий успех модели, дал ей имя Alfonso XIII. Но сразу же за этим он начинает экспериментировать с мотором 2,949 л с четырьмя цилиндрами Т21(тип21), в котором уже не только головка, но и распредвал был расположен сверху. Теперь он решил приладить к нему нагнетатель с приводом от коленчатого вала, который не только нагнетал воздух в головку, но и удалял отработанные газы из каждого цилиндра через третий клапан!!! Но только к концу года из этого двигателя удалось «выдавить» 100 л.с.!!! Его установили на все тот же Alfonso XIII, правда, в одноместном кузове с вытянутым охвостьем из алюминия.

Hispano-Suiza45 Hispano-Suiza 45Alfonso XIII

С 1913 года эта малютка, прозванная La Sardina, стала постоянно побеждать в различных ралли и горных гонках. Например, километровый подъем на бровку долины реки Сены у города Гайон она преодолела за 29 секунд со средней скоростью 121,621 км/ч!!! А на трассе «Брукландс» в Великобритании в 1914 году она разогналась до 149,5 км/ч!!! Короче, это был первый в мире удачный спортивный автомобиль с суперчарджером!

Но Марк Биркигт продолжил удивлять мир, представив в том же году, Alfonso XIII 20 НР с еще более новым двигателем Т26, в головке которого было уже два распредвала. Также было принято решение открыть филиал фирмы во Франции, где увлечение автомобилями развивалось быстрее, чем в Испании. В том же 1914 году Марк Биркигт сконструировал авиамотор, намного опережавший свое время-11,762- литровый верхнеклапанный V8 водяного охлаждения с верхним распредвалом. Это был также первый в мире авиамотор, головка и блок которого были отлиты из алюминиевого сплава! Его первоначальная мощность в 150 л.с. была затем увеличена до 180,200 и даже 220 л.с..

Уже на первом послевоенном автосалоне в Париже в 1919году была выставлена абсолютно новая модель Hispano-Suiza Н6, радиатор которой украшал маскот в виде взлетающего аиста, фигурку которого вылепил скульптор Франсуа Базэн. Под капотом этого автомобиля стоял «наследник» авиамотора V8, блок цилиндров и головку которого также отливали из алюминиевого сплава, а клапаны приводились в движение кулачковым валом, расположенным в головке!!! Внутренние полости головки и блока лакировались по особому методу Биркигта. На этом автомобиле устанавливался механический усилитель тормозов (патент на эту разработку Марка позднее купила фирма Rolls-Royce и применяла на своих машинах аж до 60-х годов прошлого века)!!! Н6 имел мягкий ход и при объеме двигателя 6,5 или 8,0 литра выдавал мощность 120 или 150 л.с. соответственно. На эту машину обратили внимание богатые клиенты, но по традиции тех лет на фирме Hispano-Suiza покупали только шасси, а кузов заказывали у кароссери-Kellner, Saouchik, Binder,Castagna Марка становилась легендой. Эти автомашины ценились даже больше, чем Rolls-Royce!!!

Hispano-Suiza La Sardina Hispano-Suiza h6

С 1925 по 1928 год Н6 выпускал даже завод Skoda. Всего было изготовлено 50 штук модели под названием 25/100 KS Н6.

С 1931 года Hispano-Suiza начала производить просто фантастическую модель J12(тип 68)- по тем временам , самую шикарную в мире. Только ее шасси стоило около $10 148, тогда как седан Hotchkiss 620 можно было купить всего за $2 370. А с заказным кузовом стоимость J12 преодолевала планку в $20 000. И это во время мирового экономического кризиса! Но тут чутье подвело Марка Биркигта-он решил поставить на J12 мотор V12,чтобы уменьшить объем цилиндров, достигший полутора литров в каждом. Единственный распредвал Марк расположил в развале блоков и применил механизм ГРМ со штанговым приводом клапанов. Поначалу на J12 ставился мотор объемом 9,4 л, разгонявший машину до 160 км/ч!!!!! Затем он довел объем V12 до 11,3 литра с мощностью 250 л.с., развивающий максимальную скорость в 200 км/ч!!!! И это в средине 30-х годов прошлого столетия!!!! Поэтому далеко не все, даже самые богатые люди, могли решиться на покупку этого автомобиля.

Поэтому в 1934 году был налажен выпуск малой модели К6 с рядным V6 объемом 5 л и мощностью 120 л.с..

Но в 1938 году желающих покупать J12 не осталось и производство на французских заводах было свернуто. Однако в Барселоне до 1944 года выпускались модели попроще, а также фургоны и грузовики. Но даже после полного краха своей марки Марк Биркигт не мог успокоиться. Он разработал переднеприводной автомобиль с двигателем V8, который смог построить только в единственном экземпляре. В конце концов он отошел от дел и поселился на вилле на Женевском озере, где вел замкнутый образ жизни. Скончался гениальный инженер ХХ века в 1953 году в возрасте 75 лет.

HispanoSuiza_J12_1934

 

Реклама от ТАК.РУ