Для создания семьи / Знакомство детей с русским народным творчеством бударина

Учебно-методический материал на тему:
Знакомство с русским народным творчеством

Знакомство детей с русским народным творчеством бударина I

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

Вложение Размер
pedsovet.docx 24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26"

"Знакомство с русским народным творчеством – основа приобщения детей к народной культуре"

(теоретический материал к педагогическому совету)

Подготовила и провела:

воспитатель второй квалификационной категории

22 января 2015год

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях
народного искусства. И ничто так не способствует формированию и развитию духовной личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со
взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать,
обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком,
но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего
народа, получает первые представления о ней. Это делает народное искусство "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей".
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно
воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это
воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого
оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает
от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание
детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка:
восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть,
воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует
развитие творческих способностей личности.
К огромному сожалению, многие люди в результате ежедневной,
многочасовой пропаганды по ТВ и радио, так называемой "поп культуры" в
большей степени, которая не несет в себе ничего духовно ценного для
человека, напрочь позабыли о своих русских ценностях.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского
сада включать разнообразные виды художественной творческой
деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее
полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и
формирования активной творческой личности является народное искусство, в
котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное
искусство. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с
детьми надо стремились добиваться, чтобы они были не только активными
слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов,
плясок, музыкальных игр и.т.п. активно включались в работу образовательной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Только в народном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетическом идеале, мудрости народа, которые передаются из поколения
в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи,
особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Надо воспитывать потребность в русском народном творчестве и развивать способность отображать накопленный опыт в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности.

Главными задачами в приобщении детей к народной культуре являются:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  • Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  • Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  • Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети могут поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учить детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, надо рассказывать сказки, побуждать детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Разыгрывать с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей можно предложить детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Веселое путешествие колобка", "Репка, репонька, вот какая крепенька" (вторая младшая группа), "У козы рогатой чудные козлята", "Два медвежонка" (средняя группа), "День рождения козочки", "У страха глаза велики" (старшая, подготовительная группа). Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождения личности. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, нужно возродить с детьми старшего возраста забытые календарные праздники: Рождество(Святки), Масленицу(Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.