Для взрослых / Как организовать знакомство с родителями первоклассников

Первое организационное собрание в 1 классе

Как организовать знакомство с родителями первоклассников I

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

"Средняя Общеобразовательная школа с. Алтата"

классных родительских собраний

Тема: "Первое организационное собрание в 1 классе"

Стаж работы 29 лет

Рабочий телефон: 4 –, сот

Родительские собрания в первом классе существенно отличаются от собраний в последующих классах. В первом классе родительское собрание, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учит родителей быть умными родителями. Ведь именно в первом классе родители должны "вжиться" в роль быть отцом и матерью школьника, научиться помогать своему ребёнку быть хорошим учеником, развить в себе умение быть терпеливым и терпимым, понимающим и принимающим своего ребёнка независимо от его учебных достижений. Можно сказать, что родительские собрания в первом классе – это знакомство с азбукой для родителей от "А" до "Я".

В первом классе родительские собрания должны носить познавательный характер, должны стимулировать интерес родителей к узнаванию своего ребёнка каждый раз с иной стороны. Именно в первом классе закладываются хорошие привычки и манеры быть настоящим отцом и матерью. Родительские собрания в первом классе носят в первую очередь просветительский характер, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.

Первое организационное собрание лучше провести в августе, чтобы родители после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе. К первому родительскому собранию учитель готовится задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника.

Цель собрания: Познакомить родителей будущих учеников с классом, классным руководителем, школой, администрацией школы, а также самих родителей друг с другом.

Форма работы — торжественное собрание.

Вопросы для обсуждения:

- Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

- Самопредставление классного руководителя будущих первоклассников.

- Визитная карточка семьи будущих школьников.

- Экскурсия по школьному зданию.

- Анкетирование родителей по теме: "Готов ли ребенок к школе?"

I. Изучение личных дел обучающихся.

II. Изучение характеристики будущих первоклассников (из детского сада).

III. Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение можно отправить по почте или разнести с помощью старшеклассников.

Текст приглашения может быть таким:

Ваш мальчик (или девочка) скоро станет учеником первого класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится … Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С надеждой на встречу. Ваш будущий классный руководитель…"

Собрание проходит в классе, в котором будут учиться дети. Класс празднично оформлен шарами. На доске плакат:

"Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться".

Оборудование: На экране – слайд – шоу: рисунки будущих первоклассников, подаренные школе воспитателями детского сада, где ребята воспитывались, фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс, добрые пожелания будущим первоклассникам и их родителям. Уместно использовать хо­рошую музыку, связанную с темой торжественного собрания.

I. Вступительное слово директора школы.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен­тябре ваши малыши! Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием "Школа". Наше плаванье начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. 11 лет мы будем вместе. Пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, а ваши дети откроют для себя бухту Радости и мыс Надежды. Хо­чется, чтобы это плаванье было интересным, счастливым и значитель­ным в жизни каждого ребенка и каждой семьи. В который раз вместе с вами, папы и мамы, мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, падать, набивая как можно меньше шишек, радоваться своим успехам и победам одно­классников. Мы открыты для общения, наши специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в нашей школе исчер­пывающий ответ на самый неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета замести­теля директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе. Желаю вам здоровья, семейного благополучия, больших успехов во всем!

П. Выступление замдиректора школы.

В этом вступительном слове необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о первоначальных требованиях к учащим­ся; познакомить с Уставом школы и вручить его каждой семье вместе с визитной карточкой школы, указать дни консультаций заместителя ди­ректора. Заместитель директора школы представляет учителя начальных классов, который будет работать с ребятами в течение 4-х лет.

III. Выступление педагога.

Добрый день, уважаемые родители! Добро пожаловать в. (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопнимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Есть такая притча о мудреце и его завистнике: "Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: "Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?" "Если мудрец скажет "неживое", я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет "живое", я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ", - думал завистник. "Все в твоих руках!" - услышал он в ответ слова мудреца. Я не случайно прочитала эту притчу. Ведь каким учеником станет Ваш ребёнок во многом зависит именно от Вас!

Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся. Я думаю, что многие меня уже знают. Меня зовут …. Пожалуй, меня никто так не называет. Дома я мама, жена, бабушка. А на работе я – (имя, отчество). Так зовут меня дорогие мои ученики. Как Вы уже поняли, я – учитель. Хотя, если разобраться, то все мы в этой жизни отчасти – учителя. Но скажу Вам по секрету - очень важно не забывать, что все мы с вами еще и ученики на этой планете. И тем не менее… Работаю я в школе уже более 20 лет. Я счастливый человек, потому что не ищу другой профессии. Люблю свое дело. А в школу прихожу не работать, а продолжать жить. Работаю я в самой лучшей школе. Почему в самой лучшей? А это мой девиз – все самое лучшее там, где я … Нет, не потому что Я там, а потому, что я очень верю в то, что в этой жизни все предопределено. Поэтому, любое место, где я нахожусь или буду находиться, это очень родное мне место, поэтому - лучшее! Я общительный человек. Хочется верить, что со мной людям легко. Я стараюсь быть хорошей ученицей в этом мире. Люблю читать, размышлять, общаться с природой, с интересными людьми, петь, шутить. Люблю жить. Но, увы, иногда могу невзначай кого-то обидеть. Нет, не со зла. А просто, не подумав. Так что, если кого-то нечаянно обижу, скажите мне. Я всегда готова извиниться. Ведь так проще идти по Жизни дальше. А теперь и я Вам предлагаю сказать нам свое имя и немножечко рассказать о себе. И, пожалуйста, помните о том, что сейчас Вы не только родители.

1.Визитная карточка - самопредставление семьи проходит по следую­щему плану:

- Фамилия, имя, отчество родителей.

- Возраст родителей, день рождения семьи.

- Интересы, увлечения семьи.

- Традиции и обычаи семьи.

(Самопредставление семей может проходить в любой форме: презентация, видеоролик, слайд - шоу фотографий ит. д.)

2. Представить семью можно и в форме игры:

Возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу). Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. Обязательно задайте следующие вопросы:

    Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка? Волнуют ли Вас предстоящие перемены? Что радует и что тревожит в своём ребенке? Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек). А, чтобы не было заминок, можно передавать пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.

(Родители представляют друг друга)

Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка, и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей.

VI. Практическая работа для родителей.

У родителей листы с недописанными предложениями. Стратегия "допиши фразу". Я задам вам сейчас простые вопросы. Попробуйте на него ответить искренне.

2. Я здесь для того, чтобы…

3. Я хочу, чтобы мой ребенок был…

Качество МОЕГО ребенка

Ответственный за качество

Давайте с вами поиграем, а потом заглянем в таблицу и поговорим о том, что вы ждете от ребенка и как этого достичь так, чтобы выполнить самое главное условие - нести свое здоровье в завтра. Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем "делать хлопок" в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Помните правило, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером… никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе. И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь. Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

VII. Советы родителям (можно оформить в форме буклета)

Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.

Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

    создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками; превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?"; нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю; последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

    брать в школу все необходимое; правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания); здороваться с учителями и детьми; отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их; слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания; просить о помощи, если что-то не получается; заниматься одним делом долгое время; правильно реагировать на замечания; устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.

VIII. Особенности школьной жизни

В основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем. В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.

Вам нужно обеспечить ребенку:

    школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования); аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок; необходимые школьные принадлежности.

Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.

IX. Организация учебного процесса

Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следует познакомить родителей (очно или заочно) с другими специалистами, работающими с классом.

Преподаватель перечисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:

    пятидневная учебная неделя; минимальное по объему домашнее задание; безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки; расписание звонков и уроков; адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока); рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям; схема безопасного пути в школу; порядок питания в столовой; дополнительное образование: кружки, секции, расписание их работы;

X. Выборы родительского комитета.

Я предлагаю на листочке обвести свою ладошку. Запишите на бумажных ладошках, что бы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса (по результатам выбираются члены родительского комитета).

XI. Экскурсия по школе.

Заранее подготовленные дети (старшеклассники) представляют каждый кабинет. (Приложение)

В конце встречи каждая семья получает буклеты с советами от педагогов. Родителям представ­ляется возможность задать вопросы учителю, возникшие по ходу собрания. В кон­це собрания проводится анкетирование родителей по теме "Готов ли ребенок к школе?" В конце родительского собрания можно сделать общую фотогра­фию на память о первой встрече.

Экскурсия по школе

(начинается с кабинета директора).

А это самое главное помещение.

Где ведутся казни и награждения.

Пишутся приказы и даются наставления.

Совершаются разносы и утешения.

Потому что отсюда идет управление.

Библиотека. Вы находитесь сейчас в Книжном царстве – мудром государстве.

Царство это, как вы знаете, только на мудрости и держится.

В каждом доме, в каждой хате.

В городах и на селе

Держит книгу на столе.

Книга все тебе расскажет.

С ней беседа не наскучит.

Край родной она покажет

И любить тебя научит.

Кабинет начальных классов.

Здесь научат читать и писать.

И трудные очень задачи решать.

И главное, добрыми, честными быть.

И дружбой всегда дорожить.

А теперь мы попадаем в иной мир. Здесь совсем иные климатические условия. Чувствуется некоторое потепление. Как и на всей планете, но полной и окончательной оттепели еще не наступило, а даже наоборот: с временным ухудшением климатических условий вымерли редкие виды птиц, а может улетели в другие края. Мы хотим, чтобы редкие птицы возвратились сюда и окончательно обосновались. Помните, друзья: " Лучше синица в руке, чем журавль в небе".

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать.

Надо прежде всего математику знать!

И на свете нет профессии.

Вы заметьте – ка, друзья.

Где бы нам не пригодилась

Наука очень старая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье:

Не доставить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С днем рождения не поздравить!

А тут и кибернетика.

А тут и автоматика.

А в общем - информатика.

А здесь проходят великие исторические сражения: Бородинское, не менее знаменитая Куликовская битва, Ледовое побоище, революции, войны и тому подобное. А в результате кабинет нередко приобретает такой вид, что трудно сказать и пером описать. А потому на совете в Филях было принято: запретить все войны и упразднить их из учебных планов.

Перед вами – комната повышенной влажности. Тугая работа мелких мозговых извилин ведет к обильному потовыделению несчастных особей. Стрелка барометра в этой комнате часто зашкаливает, а усилия неутомимого путешественника по странам мира и континентам нередко приводят к бессилию тех, кому навязывают эти труднейшие путешествия.

А вот и школьный вернисаж.

Какой пассаж! Какой пассаж!

Здесь и поделка, и пейзаж.

Здесь весь талант великий наш.

А вот и помещение.

В котором изучение

Приводит нас к тому.

Что от таких явлений

Лишь шаг. А почему?

Кто же из нас такой простак.

Чтобы бегать просто так?

Мы готовы бегать, прыгать

За медаль – иначе как?

Вы расстроились напрасно –

На медаль мы все согласны.

Или, на худой конец.

На простую – леденец!

До перемены пять минут.

Пора в столовую нам заглянуть.

Обратите внимание на изысканное школьное меню:

Есть теплый чай – вода в достатке.

Холодный борщ, не очень сладкий.

Есть пицца, что из всех осадков.

Сосиска в тесте – тесто в ней.

Так будет сказано верней.

Приятный запах от конфет.

Вот все, чем богата столовая наша.

Повариха здесь наша ни причем.

Мы вместе с ней реформы ждем.

Готов ли ребенок к школе?

1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?____________________

2. Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что в ней будет интересно учиться и он много узнает?_____________________

3. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут? ______

4. Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? _____________________________________________

5. Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картине не короче чем из 5 предложений? ___________________________________

6. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?________________________________________

7. Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?_____________

8. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? ________________________________________________

10. Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)__________________________

11. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?____________________________________________

12. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

1. Дереклеева классного руководителя. "Вако".